«Зритель стал более чутким». Интервью с Народным артистом России Авангардом Леонтьевым

Фото предоставлено Авангардом Леонтьевым

30 сентября на сцене Кировского драматического театра выступит Авангард Леонтьев. «Источник» побеседовал с Народным артистом России накануне его приезда в город и узнал, какую творческую программу он приготовил для кировчан. Также мы поинтересовались, как актёр «переживает» пандемию и в каком состоянии, на его взгляд, сейчас находится культура в стране.

 

Авангард Николаевич, в Кирове пройдёт ваш творческий вечер «Собранье острых слов» (12+). Чем он примечателен для зрителей?

Эта программа возвращает нас к истокам иронии в русской литературе. Именно к 19 веку писателям удалось достичь изящности в её выражении, и одними из самых успешных в этом были вслед за Пушкиным Михаил Лермонтов и Алексей Толстой, поэмы которых я исполню на кировской сцене. Добавлю сюда и замечательного поэта 20 века, фронтовика Давида Самойлова. Он тоже умело выражал в поэзии ироничный взгляд на те или иные вещи. Очень важно подмечать смешное, смотреть с иронией на себя и окружающих. Как говорил Карл Маркс: «Человечество, смеясь, расстаётся со своим прошлым». Нужно расставаться с тем, что уже пережито, пройдено. Когда люди начинают смеяться над чем-то, то легче отходят от прежних укладов жизни и переходят к развитию.

Вы уже приезжали в Киров. Чем запомнился город?

Я бывал здесь очень коротко со своими литературными программами, но успел посетить Вятский художественный музей. Мне нравится ходить в подобные музеи в других городах, и помнится, я отметил ваш как один из самых замечательных в России.

Вы волнуетесь, когда выходите на сцену?

Да, иногда даже слишком. Отсутствие волнения тоже плохой фактор – возникает самоуспокоенность, самодовольство. Уходит главное, по мнению Фаины Раневской, – трепет. Выделите это курсивом. А без него художник спит, он не интересен.

 

Сейчас Авангард Леонтьев играет в 15 спектаклях в месяц. Фото: vk.com/ttabakova

 

Расскажите об актёрской жизни. Как артисты переживают пандемию?

Пандемия заперла артистов по домам, как и людей других профессий. Когда мы лишились выступлений, у меня был стресс. Я был к этому не готов и ощутил большой внутренний дискомфорт. Преодолевать его было довольно трудно. Помню, иногда мне звонили из театра и просили записать на видео, как я читаю стихи, чтобы выложить в соцсетях. Но этого было мало. Не хватало главного – присутствия зрителей. Контакт со зрителем для театрального актёра – то, ради чего, собственно говоря, и идут в эту профессию. Поэтому пандемия как бы создавала ситуацию «запрета на профессию». Это было очень тяжело.

А как сейчас? Вы вернулись в прежнюю колею?

Да, вернулись. Я играю в разных театрах периодичностью примерно через день – всего около 15 постановок в месяц. Хотя заполняемость зрительного зала ещё не стопроцентная, но, надо сказать, зритель в театре после пандемии стал более чутким. Стал больше ценить вот эту саму возможность увидеть живой спектакль и артистов. Особенность театра в том, что он даёт зрителям чувство локтя и сопричастности. Для человека эти ощущения очень дороги. Раньше шли споры, победит ли кинематограф театр. Нет, этого не произошло. Сейчас ни то, ни другое не умирает, а соседствует вместе. В этой борьбе победил зритель!

Согласна. Авангард Николаевич, по вашему, каково в России состояние культуры?

Я бы сказал, грех жаловаться. У нас всё-таки очень большие культурные традиции в стране. И, к примеру, театральные традиции настолько мощны, что дают возможность выживать, скажем, в условиях пандемии. Когда была 25%-ная заполняемость зрительного зала и сборы упали, театру субсидиями помогло министерство культуры. И театры всё-таки выжили. А что касается желания зрителей с культурой соприкасаться... Недавно я вернулся с гастролей в Нижнем Новгороде, где играл в ТЮЗе. Там меня удивила невероятная тишина в зале, которая бывает только тогда, когда зритель особенно сосредоточен и внимателен. Это всегда очень дорогое для исполнителя состояние зрительного зала. Мы с другими артистами отметили, что региональный зритель лучше, чем московский. Столичный житель, видимо, не очень-то ценит свою возможность бывать в театре чаще, чем регионалы.

 

Кадр из фильма Никиты Михалкова «Утомлённые солнцем». Источник: www.kinopoisk.ru

 

Как актёр театра и кино скажите, чем отличаются съёмки фильма от игры в театре?

В кино от актёра требуется умение жить минутой, которая сейчас снимается, быть эмоционально очень обнажённым, открытым, чтобы точно среагировать на те несколько секунд в кадре. Фильмы снимаются короткими фрагментами, как мозаика – в этом специфика кинопроизводства. А потом это всё складывается. Поэтому такие моменты должны быть очень живыми, и надо обладать способностью моментально включаться, как по щелчку. Это требует тренировки. Но не всякий, кто хорошо снимается в кино, может быть успешен в театре. Потому что здесь нужно ещё обладать, как говорил Олег Табаков, значительной энергоёмкостью, чтобы донести свою эмоцию до зрителей в последнем ряду.

Вы снимались у Михалкова. Отличается ли подход к съёмкам у него и у молодых режиссёров?

Да, отличается. Никита Михалков, в отличие от большинства кинорежиссёров, репетирует с актёрами театрально. То есть репетиция проходит не накануне и не в день съёмки, а за несколько месяцев – как в театре. Репетируется весь сценарий в присутствии всех актёров. Для кино это очень необычно. Таким образом создаётся ансамбль.

Авангард Николаевич, такой образный вопрос о ценностях – если бы вы были дверью, то куда бы она открывалась?

Она бы открывалась в сторону хороших людей. Людей настоящих, добрых и умеющих ценить открытую дверь в мир. Все конфликты на земном шаре должны быть преодолимы, иначе мы не выживем. Дверь должна открываться в сторону спасения человечества. Спастись мы можем только взаимодействуя между собой.

 

Досье:

Леонтьев Авангард Николаевич, Народный артист РФ.

Дата и место рождения: 27 февраля 1947 года, Москва.

Играет в МХТ имени Чехова, театре Олега Табакова, театре Наций.

Снялся более чем в 40 фильмах и сериалах. Среди них: «Утомлённые солнцем», «Сибирский цирюльник», «Гражданин начальник», «Адъютанты любви», «Время первых» и др. 


Автор: Наталья Трубина
Подписывайтесь на нас в соцсетях