СКТВКР: спектакль, где вместо сценария - интервью с местными жителями (12+)

Фотограф: Иван Федосеев; источник: https://vk.com/teatrmolodrk

Вместо сцены – бассейн с водой, вместо сложных декораций – тонкая работа со световым оборудованием. Нет ярких нарядов – им на смену пришли лаконичные костюмы-двойки из чёрного свитшота с белой надписью СКТВКР и классические брюки.

СКТВКР (12+) – это первый спектакль Молодежного театра, созданного в Сыктывкаре в ноябре 2019 года. Спектакль должен был стать дебютным. Для этого специально пригласили режиссера из Санкт-Петербурга. Максим Соколов выделяется смелыми решениями. К примеру, один из его спектаклей – по пьесе «Пьяные» драматурга Ивана Вырыпаева – содержит нецензурные выражения. Каким бы спорным не был тот спектакль, он уже идет в Архангельске пятый сезон. Мата в СКТВКР нет, но затрагиваются свои болевые точки. К примеру, есть экология и политика, Шиес и митинги. Коронавирусные ограничения сдвинули официальную премьеру СКТВКР с весны на октябрь. Но корреспондент Источника Онлайн побывал на предпремьерных показах, и пообщался с некоторыми участниками.

Фотограф: Иван Федосеев; источник: https://vk.com/teatrmolodrk

Очень быстро я абстрагируюсь от того, что нахожусь в театре. В какой-то момент ловлю себя на мысли, что истории звучат как будто бы от близкого друга. Потому что – о наболевшем, потому что детали подмечены слишком тонко. Вдали от кухонь, где зачастую и обсуждаются такие темы, они звучат непривычно резко.

«В прошлом году я поскользнулась на бутылке водки, вмороженной в лёд. Кажется, это самое российское, что я сделала в своей жизни», - говорит одна из актрис.

Произошло это с ней или с кем-то другим, не важно. Главное, что это не острота, выдуманная сценаристом. СКТВКР поставлен в формате вербатима, то есть полностью состоит из реальных монологов обычных людей. Для этого режиссёр Максим Соколов интервьюировал сыктывкарцев, собирая их в общественных пространствах, выезжая в образовательные учреждения и… в монастырь. Ещё он опрашивал артистов, а те, в свою очередь, друзей, знакомых и даже таксистов. В спектакль вошла только малая часть этих историй. Что же с остальными?

"Из не вошедшего я больше всего люблю истории одиннадцатиклассников. Девочка рассказывала про свой район и вообще про свою жизнь. Парень, староста класса, достаточно успешный, говорил, как он играет в шахматы сам с собой, потому что его родители постоянно заняты. Ещё не вошло то, что было в монастыре – нам там не разрешили записывать интервью, да и вообще боялись его. Очень и очень жаль, потому что мне там понравилось", - делится режиссёр Максим Соколов.

Фотограф: Иван Федосеев; источник: https://vk.com/teatrmolodrk

Через артистов режиссёр говорит о проблемах экологии и политики. Шиес, падение ступеней космических ракет на территории Коми, отсутствие городских автобусов в дни митингов – это лишь малая часть. Но даже этих тем достаточно, чтобы задаться вопросом: не боятся ли артисты, что первый спектакль Молодёжного театра может стать и последним?

«Когда только подбирался материал, режиссер спрашивал, что нас волнует. Поэтому все эти темы и вышли на поверхность в спектакле», - подмечает Иван Николайченко, артист молодежного театра РК.

«Театр для того и создан, чтобы показывать жизнь, какая она есть на самом деле», - уверена Полина Лудыкова, артистка театра драмы им. В. Савина

В постановке нет декораций, зато есть экран под потолком и бассейн вместо пола. И, как говорят артисты, это отдельная история.

Иван: У нас на репетициях вода всегда была разная. Начинали с холодной, потом была с ржавчиной. Из-за этого менялась сцепляемость с покрытием, каждый раз приходилось заново привыкать, многие артисты поскальзывались и падали. И только перед сдачей спектакля нам налили тёплую воду.

Полина: Отфильтрованную (смеется)

Иван: Да, и к ней тоже пришлось привыкать. Но на показах всё стабильно. Все зрители видят, как от воды идёт пар.

Полина: Это непривычно, но это добавляет какой-то… магии, что ли. Наличие воды само по себе усиливает спектакль.

На протяжении спектакля артисты умудряются даже бегать в воде. Бывают ли травмы?

Иван: Скользко, так что на каждом спектакле кто-нибудь, да и упадёт.

Полина: Но это спокойненько обыгрывается, как будто так и надо.

Иван: Травм не было. Был сильный ушиб у Димы, но это потому что он «финтанул» хорошо. Ну, и когда я упал четыре раза на одну и ту же точку было болезненно.

Полина: Это за травму не считается. Просто издержки профессии.

Но почему режиссёр использовал столь нестандартный ход?

«Я давно хотел использовать проекцию на воде. Когда я смотрел информацию про регион, увидел реки Сысола и Вычегда, и тогда подумал: вода - это то, что не поменялось. Республике Коми 99 лет, и за это время у рек могло чуть измениться русло, но в целом они остались прежними. Это как память республики. Поэтому появился бассейн с водой. А проекция… Я думал о том, как отразить эти бесконечные просторы, или наоборот, увеличить их. Мне очень нравится кино, и в постановке СКТВКР выразились мои синефильские предпочтения», - отмечает режиссёр Максим Соколов.

Фотограф: Иван Федосеев; источник: https://vk.com/teatrmolodrk

Немаловажный аспект – это костюмы артистов. Как только я увидела свитшот СКТВКР, сразу подумала: хочу! Причём я не фанат товаров, которые кричат: глядите, я из Коми-Петербурга-Москвы (подставьте любой город или регион). Не знаю, почему мне захотелось подобную кофту сейчас: дело в супер-лаконичном дизайне или в том, что она больше, чем одежда. Покажите, куда нести деньги?

«Основное - свитшот и чёрные брюки - я придумал сразу, только мне хотелось, чтобы на груди была не печать, а вышивка, но это очень сложно. Я надеюсь, что к следующим показам СКТВКР удастся запустить мерч спектакля – ну, это такая моя мечта. Чтобы зрители перед входом на спектакль могли купить свитшот, почему нет? Мне кажется, молодежь оценит. Свитшот, футболку и, например, маску или поясную сумку СКТВКР», - придумал режиссёр Максим Соколов.

Соколов признаётся, что руководить работой пошивочного цеха у него не доставало опыта, но всё получилось благодаря их профессионализму. Хотя режиссёр не скрывает, иногда он ставил перед швеями совсем непростые задачи.

«Я сказал пошивочному цеху: да-да, там ещё одного эскиза не хватает. Какого? Да там русалка. Я перед этим пообщался с одной из артисток и понял, что она самая настоящая русалка. Изначально такого образа не было ни в мыслях, ни в эскизах. Сам волнуюсь, думаю, как же швеи это будут делать… Но они справились. Вот так появилась в нашем спектакле чёрная русалка в исполнении Елены Аксеновской», - делится деталями подготовки режиссёр Максим Соколов.

Фотограф: Иван Федосеев; источник: https://vk.com/teatrmolodrk

Премьера СКТВКР была запланирована на середину апреля, но из-за коронавирусной эпидемии первые показы прошли в конце августа. Как удалось не перегореть из-за таких временных сдвигов?

«У нас было практически всё готово. Мы даже поставили свет, последняя репетиция была 27 марта в День театра – и всё прекратилось. Я бы не смог перегореть – я всё это время испытывал зуд не случившейся премьеры. Я, артисты, да и весь театр этого очень ждали. Мы тогда ушли, и элементы наших декораций остались на сцене. И, насколько мне известно, всю пандемию они там и провели», - отмечает режиссёр Максим Соколов.

Официальная премьера СКТВКР всё ещё впереди. Но уже было четыре «предпремьерных» показа – сдача спектакля, презентация главе республики и два камерных показа для зрителей.

«Зрительский приём оказался более, чем тёплый. Хотя меня готовили к худшему, говорили, что публика в Сыктывкаре то ли холодная, то ли скромная. Возможно, сыграл свою роль большой перерыв, но как бы там ни было, нам с артистами зрительский приём понравился», - делится после спектакля Максим Соколов.

Фотограф: Иван Федосеев; источник: https://vk.com/teatrmolodrk

При этом режиссёр признается, что чувства вроде профессиональной гордости у него нет.

«У меня такого не бывает. Я бываю очень доволен, когда артисты хорошо играют, тогда я чувствую себя нормально. Как у режиссера у меня всегда есть вопросы, так что какая там гордость», - скромно отмахивается Максим Соколов.

При этом артисты Молодёжного театра если и не боготворят его, то как минимум сильно ценят. Хотя, казалось бы, приезжий, о каких проблемах Коми он может знать в своём Петербурге? Оказалось, может. Да и человек он хороший.

Полина: Это первый приезжий режиссёр, который хочется, чтобы вернулся и снова что-нибудь поставил.

Иван: Вся труппа, которая с ним работала, мы все ждём его снова. Он единственный режиссёр, которого мы ходили провожать в аэропорт. Отпускали буквально со слезами на глазах.

Сам же режиссёр более сдержан. Есть ли у него какие-то задумки, которые можно реализовать в Сыктывкаре, пока неизвестно.

«Вот когда позовут, тогда я подумаю. Мне хочется, чтобы у Молодежного театра появилось своё здание. Я бы хотел присутствовать при том моменте, когда двери откроются, и туда зайдут люди, которые будут там творить, работать. Мне очень интересно посмотреть на это», - говорит режиссёр Максим Соколов.

Уже 9 и 10 октября в здании Драматического театра состоится официальная премьера СКТВКР.

Возрастное ограничение 12+


Автор: Мария Карманова
Подписывайтесь на нас в соцсетях